Тончайший стилист джазовой гитары
Выдающийся гитарист Джон Скофилд родился в глубинке американского Среднего Запада, в штате Огайо, 26 декабря 1951 года.
В 11 лет Джон впервые взял гитару в руки, и постепенно, через блюз и рок-н-ролл, он пришел к большой любви к джазовой музыке. Под руководством учителя из местной музыкальной школы будущий мэтр джаза приобщался к творчеству всемирно известных гитаристов, таких как Уэс Монтгомери, Пэт Мартино, Джим Холл.
В 19 лет Джон отправляется в Бостон, чтобы поступить в один из самых авторитетных музыкальных учебных заведений в мире – колледж Беркли. Спустя всего три года молодой гитарист начинает выступать со многими известнейшими джазовыми музыкантами. В это время Джона Скофилда можно заметить в концертных коллективах Хёрби Хэнкока, Чика Кориа, Билли Кобэма, Джерри Маллигана, Гари Бертона, Чарли Мингуса, Маккоя Тайнера и других.
Как и для многих музыкантов, прославившихся в стилях джаз и фьюжн, главным событием в творческой жизни для Скофилда стало сотрудничество с великим Майлсом Дэвисом, который его пригласил в свой коллектив в 1981 году. В те времена сотрудничество с Дэвисом было главным признаком признания и мастерства. Совместная творческая и концертная работа продлилась почти четыре года, в течение которых был записан ряд альбомов, в том числе «Decoy», «Star People», «Atmosphere» и другие.
Сольное творчество Джона Скофилда началось в конце 1970-х годов. В течение чуть более чем десяти лет в числе других дисков были выпущены такие знаковые музыкальные работы, как «Blue Matter» (1986), «Loud Jazz» (1987), «Flat Out» (1988). А в 1989 году начинается сотрудничество Джона с одним из топовых джазовых лейблов – "Blue Note". В 1993 году он выпускает альбом, который как слушателями, так и критиками признается лучшим в дискографии Скофилда – «Hand Jive». Диск был записан при участии великолепного саксофониста Эдди Харриса.
В более позднем творчестве Джон Скофилд проявляет себя как разноплановый музыкант, создавая музыку как в духе современного мейнстрим-джаза, так и в актуальных фьюжн-направлениях. И все же, оставаясь в обойме своих любимых направлений соул и фанк, в концертных выступлениях Джон Скофилд придерживается линии острого и насыщенного звучания, с ярко выраженной ритм-секцией и феноменальными по насыщенности импровизациями.
Представляем вашему вниманию отрывки из интервью Джона, данного сайту "Полный джаз":
Как-то я прочитал в одном из ваших интервью, что вы не любите давать интервью – правда ли это?
– (смеется) Ну, не совсем так! Я очень люблю разговаривать о музыке с людьми, которые любят музыку. В этом смысле я очень люблю интервью! Когда я был помоложе и только начал давать интервью, я думал: ух ты, как здорово – меня спрашивают о моей музыке, я могу подробно и четко все объяснить про нее. А потом я понял, что я, на самом деле, толком ничего не могу рассказать про свою музыку! Наверное, никто не в состоянии толком объяснить что-то про свою собственную музыку... Когда я это понял, я здорово расстроился и решил: я лучше буду играть музыку, чем говорить о ней... Тем более, что Фрэнк Заппа сказал: "говорить о музыке – все равно, что танцевать об архитектуре!" (смеется).
– Тем не менее, я хочу спросить вас как раз о музыке, точнее – о музыкальном течении. Джем-бэнды, современные импровизационные коллективы, которые соединяют ритмы и язык современной музыки – рока, ритм-н-блюза, соул – и импровизационное начало джаза. Вы ведь отдали изрядную дань этому направлению на недавних своих альбомах – "A Go Go", "Bump!", да и "Uberjam", – Вы считаете себя частью этого движения?
– Видите ли, я всю жизнь играл того или иного рода смесь джаза и рока. С самого начала меня больше всего интересовало смешение ритм-н-блюза и джаза, рока и джаза, в какой пропорции это сделать, насколько это естественно получается – в общем, постоянно работал с этими пластами музыки. Нас слушают люди, которые не только и не столько поклонники джаза – это слушатели студенческого возраста, которые просто любят музыку, самую разную музыку, и они приходят не только слушать музыку, но и танцевать, и при этом разбираются во всех тонкостях, понимают все экспериментальные идеи – это совсем не те танцы, которые бывают на поп-концертах! Это просто такой, как бы сказать, физический способ откликнуться на музыку – как это делалось в 60-е и 70-е, когда я только начинал. Они при этом ведь продолжают слушать! Я надеюсь... (смеется).
– Как ваш слушатель, я вижу две линии в вашей работе последних лет: записи в стилистике джем-бэндов – те же "A Go Go", "Bump!" и "Uberjam", а также работы в более джазовом, более мэйнстримовом ключе – "Works For Me" или недавний альбом "ScoLoHoFo". Как вы находите – и находите ли – баланс между этими двумя аспектами своей музыки?
– Нуу... вы знаете, на самом деле я просто делаю то, для чего приходит время! Ну, вот у меня есть эта группа, "Uberjam", у неё есть своя аудитория, так что мы продолжаем работать над новым материалом. Но, кроме того, у меня есть друзья-музыканты, люди, с которыми я люблю играть, с которыми мне нравится играть – люди более мэйнстримового (straight-ahead) направления в джазе, люди, с которыми я уже играл и поэтому тоже являюсь частью и этой, мэйнстримовой сцены – например, таков саксофонист Джо Ловано, с которым мы много играли раньше и с которым теперь записали этот альбом, "ScoLoHoFo". Отказываться от этой стороны своей работы я тоже не хочу – я почувствовал бы пустоту, если бы лишился возможности играть straight-ahead (современный джазовый мэйнстрим). Поэтому я, действительно, немного напоминаю сейчас человека с раздвоением личности. Но, вы знаете, мне это нравится. Нравится потому, что я имею возможность, переходя от одного направления к другому, освежать свою музыку. И при этом имею возможность не дать себе устать ни от одного из них!
– И все-таки – из чего они рождаются: из мелодии, гармонической сетки, ритмической фактуры?
– Ритм обычно приходит первым: мы берем тот или иной грув из фанка, из современной клубной танцевальной музыки (я очень внимательно слежу за тем, что там происходит). И уже поверх этого ритмического оборота мы начинаем импровизировать. Так что все чаще всего начинается именно с ритма, с бита. Совсем не то, когда я играю straight-ahead. Например, в альбоме "ScoLoHoFo" только одна пьеса в той или иной степени имеет свободную форму, остальное – это вполне структурированные мелодии. Каждый из участников записи – Джо Ловано, я, Эл Фостер и Дейв Холланд – принес две-три пьесы. А, вы знаете, когда музыку пишут такие люди, как Ловано и Холланд – это получаются такие классные темы! И Эл, Эл Фостер – он тоже написал замечательные пьесы.
– Давайте поговорим о ваших внемузыкальных интересах. Некоторые представляют себе музыкантов как эдаких фанатиков, которых ничто, кроме музыки, не интересует...
– Ну, это не так, конечно. Как всякий нормальный человек, я читаю книги, хожу в кино. Спортом занимаюсь очень мало – я совсем не атлет; правда, вот именно сегодня я впервые за целый год хочу съездить в горы покататься на лыжах. Очень люблю кататься на лыжах, но ужасно плохо катаюсь! (смеется). Но в первую очередь я – гитарист. Поэтому мое время все-таки в основном делится между гитарой и моей семьей: ведь я женат, и у меня двое детей. Я люблю свою семью, стараюсь проводить как можно больше времени с ними. Это и есть моя жизнь.
– По-моему, критик Скотт Янов назвал вас одним из трех самых влиятельных современных джазовых гитаристов – вместе с Пэтом Мэтини и Биллом Фризеллом. Что вы думаете и о своем месте в этой тройке, и о двух остальных ее членах?
– О, я люблю их обоих! Великие, превосходные музыканты и мои друзья. Они – новаторы, они двигают вперед развитие нашего инструмента. И с обоими я записал неплохие дуэтные альбомы! Но, вы знаете, есть еще так много других великих гитаристов... Просто эти двое и я – мы из одного и того же времени, понимаете? Так получилось, что нас слушают молодые музыканты. Те ребята, которые только приходят к джазу – они часто копируют нас, они находят у нас направления, по которым хотели бы идти, и узнают о джазе тоже от нас. Точно так же, как мы в свое время узнавали о джазе из игры Джима Холла и Уэса Монтгомери, Джимми Рэйни, Тэла Фарлоу, Грэнта Грина и многих других. Великих гитаристов много, нам просто повезло принадлежать к одному поколению.
Ландыш Рифовна
Источник – http://www.jazz.ru
#JohnScofield #JazzCalendar #JazzGuitar #26DecemberJazz #ЛандышАхметгараева